Публикации
Рейтинг самых распространенных ошибок
В статье автор делится ошибками, которые чаще всего встречаются на практике в ходе аудита и ведут к налоговым последствиям.
1. Списали дебиторскую или кредиторскую задолженность не в том периоде
Организация обязана списывать долги в том периоде, в котором они стали невозможными ко взысканию, а именно по истечению срока исковой давности или, когда стало известно, что контрагент стал банкротом. Указанная ошибка ведет к доначислению налога на прибыль по ставке 20 % с суммы несвоевременно списанной кредиторской задолженности, а также к штрафу и дополнительно начисленной пени. Списанная дебиторская задолженность с опозданием не позволяет ее учесть во внереализационных расходах для налога на прибыль и, как результат, не позволяет сэкономить на налоге на прибыль.
Как не допустить потерь – ежеквартально проводите инвентаризацию расчетов, вовремя выявляйте безнадежную задолженность, контролируйте трехлетний отсчет срока исковой давности, проверяйте не ликвидирован ли контрагент или стал банкротом, обяжите юриста проводить указанную работу системно с последующей своевременной передачей информации в бухгалтерию.
2. Не исправили учетную политику в начале года
Действующее законодательство позволяет не выпускать новую учетную политику ежегодно, если не было существенных изменений в налогообложении и учете или бизнесе клиента.

При этом в ряде случаев, бухгалтерия упускает возможность законной оптимизации на налогах, так как положения старой учетной политики не всегда выгодны для компании в новом году.
Чтобы избежать потерь, попросите бухгалтерию составить список изменений, наступивших в новом году и проанализируйте необходимость их внедрения в новую учетную политику. Также потери во времени могут наступить из-за несвоевременного удаления устаревших или неактуальных норм. Так, например, книгу покупок для учета входящих вычетов по НДС можно не вести, раздельный учет вычетов может стать неактуальным из-за изменений видов деятельности в бизнесе и пр.
3. Не решились возвращать НДС из бюджета или иную образовавшуюся переплату по налогам
При возврате НДС из бюджета, налоговая вправе осуществлять камеральный контроль на обоснованность возврата (п.51 ст.137 НК). Бухгалтер опасается внимания налоговой и не заявляет на возврат НДС, перенося вычеты на будущее. Также очень часто бухгалтерия необоснованно переплачивает налоги с резервом на будущее.
Чтобы вовремя возвращать деньги из бюджета, попросите бухгалтера не держать переплату по налогам в бюджет. Если бухгалтерия сомневается в возврате НДС, то пригласите аудитора, который перепроверит обоснованность возврата НДС или подскажет об имеющейся переплате по налогам у предприятия.
4. Неправильно выбрали систему налогообложения
Например, на старте компания выбрала упрощенную систему налогообложения, а по результатам отчетного периода установили, что при общей системе налогообложения налогов заплатили бы меньше.
Подготовьте бюджет на ближайшие три-пять лет. Если в первые годы компания не планирует получать большую прибыль, то выбор общей системы налогообложения позволит сэкономить на налоге на прибыль и не приведет к существенной уплате НДС с добавленной стоимости. Обратитесь к аудитору, который позволит выбрать оптимальную систему налогообложения.
5. Не воспользовались налоговой льготой, на которую имели право
Ведение бизнеса в сельской местности или в свободных экономических зонах позволяет использовать льготы и пониженные ставки налогов. Налогоплательщик должен вовремя заявлять о своем желании ими воспользоваться и принимать меры по получению необходимых документов (например, сертификатов собственного производства).
Чтобы не потерять эту возможность - отслеживайте текущее законодательство и уверенно используйте имеющиеся льготы по налогообложению.
6. Не проверили поставщика и из-за него потеряли расходы или вычеты по НДС
Если организация заключит договор с ненадежным поставщиком, у которого нет персонала и активов, а компания включена в реестр коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере, то ей могут доначислить налоги.
Чтобы минимизировать такие риски, утвердите регламент проверки контрагента на этапе заключения договора. Рекомендательные письма, благодарности и отзывы от других надежных крупных поставщиков - могут свидетельствовать о некой стабильности контрагента. Поэтому будет не лишним направить им запрос такой информации о новых поставщиках товаров и услуг и подрядчиках. Найти информацию о контрагенте несложно в СМИ и соцсетях.
Важным источником является бухгалтерская отчетность компании, подтвержденная независимым аудиторским заключением. Бухгалтерская отчетность раскрывает сведения о составе всех активов предприятия, ее обязательствах, отражает финансовый результат деятельности, а также позволяет провести анализ динамики развития бизнеса.
7. Не обосновали деловую цель сделок или недостаточно подтвердили реальность услуг
Расходы на услуги по продажам, маркетологов, управляющих, комиссионеров и пр. зачастую носят существенный характер и не подтверждены документами в достаточном объеме. Такие расходы нематериальны и очень часто вызывают сомнение у контролирующих органов и, как результат, приводят к доначислению налогов по причине отсутствия деловой цели.
Чтобы избежать потерь, предусмотрите в договорах на оказание подобных услуг условие о подробном отчете исполнителя. Желательно оговорить, чтобы расчет стоимости услуги зависел от затраченного времени, выполненных действий, достигнутых результатов и использованных ресурсов.
8. Довели расчетный счет до блокировки
Налоговая вправе приостанавливать операции по счету, если компания (ст. 56 НК):
- не исполнила требование об уплате налогов, штрафов, пеней;
- не представила налоговую декларацию;
- не представила документы для проверки;
- если руководитель или ИП не располагают сведениями о бизнесе, по которому зачислены денежные средства на расчетный счет свыше 5000 базовых величин в месяц.
Все вышеуказанные причины в зоне ответственности наемного руководства. Установите для них штраф за факт блокировки по вышеуказанным причинам, так как остановка расчетов может парализовать деятельность компании.
9. Не получили документы от поставщиков
Отсутствие первичных учетных документов, накладных, актов, ошибки в их заполнении – являются самыми популярными причинами потери вычета входного НДС и расходов. На практике бухгалтеры могут отразить в расходах суммы на основании данных ЭСЧФ по НДС без наличия документов в оригинале. Из-за большого объема работ и документооборота, контроль за поступлением документов не сохраняется.
За каждым контрагентом назначьте ответственного менеджера, который инициировал данную сделку, за контролем получения всех необходимых документов.
10. Не проконтролировали нормируемые расходы
Часть расходов компании нормируется для целей налогового учета в размере 1 % от выручки (п.2 ст. 171 НК). Так, если фактические расходы превышают нормы, то перерасход не уменьшит налогооблагаемую прибыль.
Чтобы учитывать данное ограничение, ознакомьтесь со списком прочих нормируемых затрат. Принимайте правильные решения по бизнесу. Так, например, вместо выплаты компенсации за использование автомобиля компания может его арендовать. Такой расход не нормируется.
11. Не включили в доход рыночную стоимость безвозмездно полученного имущества
Компании нередко получают активы безвозмездно, при этом получатель должен включить в доход стоимость полученного безвозмездно.